Памятник Графу М.С. Воронцову

Михаил Семёнович Воронцов (17821856) — русский государственный деятель из рода Воронцовых, генерал фельдмаршал (1856), генерал-адъютант (1815), герой войны 1812 года. В 1815-18 гг. командир русского оккупационного корпуса во Франции. В 1823—44 гг. новороссийский и бессарабский генерал-губернатор; в этой должности много способствовал хозяйственному развитию края, строительству Одессы и других городов. Заказчик и первый хозяин Алупкинского дворца. В 1844—1854 наместник на Кавказе.

Dawe,_Mikhail_Vorontsov

Детство и юность провел в Англии, где его отец, граф Семен Романович Воронцов, при императоре Павле состоял послом в Лондоне. Получив в Англии воспитание и образование, достойное юного английского лорда, Воронцов в 1801 вернулся в Россию. Выбрав себе карьеру военного, граф Воронцов в начале ХIХ в. поступил в действующую армию, где сумел заслужить высокую репутацию храброго, умного офицера, что способствовало его быстрому продвижению по службе. Отличившись в многочисленных военных компаниях, как личным мужеством, так и умелыми организаторскими способностями, граф Михаил Семенович в генеральском чине в 1812 командовал дивизией в армии Багратиона. На бородинском поле, когда левый фланг 2-й Западной армии князя Багратиона был практически прорван превосходящими силами французов, только контратака сводной гренадерской дивизии Воронцова спасла положение. И на одном из самых ответственных участков он был тяжело ранен. По выражению самого М.С.Воронцова, его гренадерская дивизия «исчезла на поле боя», то есть практически была уничтожена.
С 1802 принимал участие в русско-турецких и русско-французских войнах. В период заграничного похода, русской армии Воронцов командовал корпусом и его имя стало известно всей Европе, ибо мало было генералов, которые могли бы иметь честь фактически выиграть сражение у самого Наполеона, да еще при значительном перевесе сил французского императора.

Как это случилось, например, 7 марта 1814г. на плато Краонна, где по просьбе Блюхера корпус Воронцова должен был задержать основные силы французов, чтобы не допустить взятие ими Лаона. В том сражении Наполеон потерял 8000 человек, тогда как Воронцов 4700 человек и, выполнив задачу, в полном порядке осуществил маневр, соединившись с армией Блюхера перед Лаоном, заложив тем самым основу победы союзников.

С 1815 по 1818 командовал оккупационным корпусом во Франции, где познакомился с графиней Елизаветой Ксаверьевной Браницкой, свадьба с которой состоялась 20 апреля 1819 в Париже.

В конце июля 1823 года, когда граф Михаил Семенович Воронцов был назначен Новороссийским генерал-губернатором и прибыл в Одессу, Растопчин в своём письме написал: «Я поздравляю всё население Новороссийского края, которое ему (Воронцову) подвластно,… но у него будет много работы – одно только искоренение воровства можно сравнить с подвигами Геркулеса».

Если в царствование Александра I происходило становление М.С.Воронцова как военачальника, то на годы правления Николая I приходится период расцвета государственной деятельности Михаила Семеновича в качестве генерал – губернатора. М.С.Воронцов стремился действовать в управлении краем, отстаивая его интересы перед центральной властью. Достаточно успешная деятельность на посту генерал – губернатора во многом объясняется его способностью создать работоспособный аппарат исполнителей, умело организовать их работу. Деятельность графа Воронцова в регионе привела к тому, что доходы в казну в 1840 году возросли по сравнению с 1823 годом в 1,8 раза.

Михаил Семенович заботился в развитии умственной и нравственной жизни, распространению наук и знаний совершенствовании и развитии системы просвещения и образования. Это было из основных направлений графа, в Одессе были учреждены училища восточных языков, еврейское и для воспитания глухонемых детей, по новому Уставу преобразован Ришельевский лицей, расширен Устав Института благородных девиц, открыт Дом призрения сирот. В первые годы своей деятельности генерал-губернатора ознаменовалось появлением газеты «Одесский вестник», по настоянию Михаила Семеновича газеты «Новороссийский календарь», является инициатором создания Одесского археологического музея, а также библиотеки.Воронцов

Как отмечает в своем фундаментальном труде «Молитвенные лампады. История Одесских монастырей» (Одесса, 1996) игуменья Серафима, что обеспеченные люди старались воздвигать памятники, (богадельни, приюты, школы для детей-сирот, больницы для неимущих или церкви). Покровителем возведения православных храмов Одессы в бытность свою генерал – губернатором края являлся М.С.Воронцов.

Благодаря ходатайствам Михаила Семеновича к его Императорскому Величеству Николаю I, материальном вспомоществовании была возведена церковь во имя Святого Архангела Михаила, личная забота позволила открыть в Одессе «Женский Михайло — Архангельский монастырь», наладить деятельность художественных мастерских по иконописанию.

Немало позаботился граф Воронцов о продолжении строительства главного храма Одессы, а в дальнейшем и всего края – Кафедрального собора. Закладка деревянной церкви во имя святителя Николая, с которой берет свое начало Кафедральный собор, относится к 1794 г. существенное продвижение вперед в строительстве собора связано с деятельностью одесского градоначальника герцога А. де Ришелье.Одесса_собор_19век

Обращение М.С.Воронцова непосредственно к царю с просьбой о разрешении использовать 50 тысяч рублей, а в дальнейшем и дополнительных сумм из городских доходов Одессы на возведение каменной колокольни позволила завершить возведение этой важнейшей части собора в 1837г. в дальнейшем на переделку и обновление храма М.С.Воронцов выделил из городских доходов 37 тысяч 520 рублей серебром.

В марте 1845 г. граф М.С.Воронцов уезжает на Северный Кавказ, куда был назначен на должность наместника императора. В порту его провожала 100-тысячная Одесса.

В связи с начавшейся в 1853 году Крымской войной темпы роста города несколько замедлились. Одесса оказалась в зоне боевых действий и пострадала от бомбардировок англо-французской эскадры, пытавшейся высадить в городе десант.

Через 11 лет граф Воронцов вернулся в свою любимую Одессу и провел здесь свои последние, дни 6 ноября 1856 году его не стало в возрасте 75 лет.
10 ноября 1856 г. улицы Одессы были переполнены народом, провожавшим похоронную процессию по направлению к Преображенской улице. Там, в склепе при Кафедральном Преображенском соборе, с великими почестями был похоронен Светлейший князь Михаил Семенович Воронцов.

Предложение соорудить памятник, графу Воронцову было сделано на экстрасенсорном собрании его вице-президентом графом М.Д. Толстым.

Почти одновременно вдова князя, княгиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова, предложила Обществу вместо памятника устроить дом для инвалидов, в сооружении которого изъявила желание принять участие вместе с сыновьями своими. Кроме памятника, Общество постановило ходатайствовать о разрешении учреждения, также инвалидного дома в память князя, но, хотя в апреле, 1857 года последовало Высочайшее соизволение, однако же, сооружение инвалидного дома не состоялось.

В непродолжительном времени, от имени означенного Общества в почетнейших граждан г.Одессы, была подана просьба г.Новороссийскому и Бессарабскому генерал-губернатору об испрошении Высочайшего соизволения Государя Императора воздвигнуть, в Одессе, памятник князю Воронцову за его гражданские доблести, — и с этой целью открыть подписку по всей Империи.

Государь Император не только принял милостиво эту просьбу, но и соблаговолил быть первым участником в деле увековечения памяти покойного фельдмаршала, назначив для этой цели 3000 рублей серебром из собственных сумм.

Проект памятника по идее Общества сельского хозяйства Южной России был доверен мюнхенскому профессору, скульптору Фридриху Бруггеру. Им по заказу Короля Людвига I были выполнены бюсты для торжественного зала королевского дворца и бронзовые фигуры скульпторов Петра Фишера, Челлини, Гибсона, установленные в Мюнхенской галерее в нишах наружной стены.

Автор установленного в Одессе в 1863 году памятника М.С.Воронцову, Фридрих Бруггер, по мнению ряда исследователей, создавая статую прославленного вое06-Pamyatnik-Vorontsovu-Fridrih-Bruggerнного и государственного деятеля, в качестве «канонического» и наиболее достоверного иконографического изображения своего героя использовал портрет работы Франца Крюгера. Живописец Ф.Крюгер был придворным художником прусского короля Фридриха Вильгельма IV став популярным при петербургском дворе, он с 1832 года часто работал в столице. Монумент был заказан за 36 тысяч баварских гульдонов. Да, кстати сказать, смета была составлена одесским архитектором Боффо, а вся стоимость монумента с пьедесталом обошлась до 44 тысяч рублей.

Осенью 1863 года Ф.Бруггер закончил работу над большой статуей М.С.Воронцова, облаченного в мантию с фельдмаршальским жезлом в руке, поставленной на высоком гранитном пьедестале, обращенной к старейшей улице города – Дерибасовской.

Постороение пьедестала вызвало большие трудности. Пьедестал было решено сделать из крымского камня; такой камень (именно порфирь) найден был в имении Атрек, вблизи моря, и на выломку этого камня дано было полное согласие владельцев имения действ. тайн. сов. А.М.Потемкиным. Однако, дешевле 20000 рублей серебром никто не хотел за это взяться. К счастью принять на себя доставку вызвался П.А. Телятников, но не иначе, как с условием – поручить ему это дело как члену комитета, а не как подрядчику, который должен был представить залог, нередко очень стеснительный для людей коммерческих. При этом условии, по смете Телятникова, весь пьедестал, с наставкой на место, должен был обойтись в 12-13 тысяч рублей серебром. Но, к сожалению, камни затонули у берегов Одессы, хотя со стороны Комитета и г.Телятникова приняты были всевозможные меры предосторожности. Потерю эту Комитет оценил в 7 000 рублей серебром.

Не желая как выразился П.А.Телятников, уступить другому честь служить памяти незабвенного князя, а с другой стороны видя, что Комитету слишком дорого обойдется пьедестал, если он решиться отдать его другому лицу, г.Телятников сам предложил Комитету добавить ему, к прежде ассигнованной сумме 3 000 рублей то есть всего 15,000 рублей и он снова примет на себя это дело. Комитет согласился, камни вновь везли морем и сразу обрабатывали по пути, чтобы не терять времени. В дальнейшем Комитет не принял пожертвование Телятникова и вознаградил его.

Всех камней было 1Monument_of_Vorontsov_in_Odessa1 из них 8 назначены для цоколя, один для базы, один для стула или средней части, на которой будут барельефы, и один для карниза. Самый меньший камень весил более 200 пудов. Пьедестал из диолита, который после полировки принимает темно-зеленый с беловатыми и черноватыми крапинками блестящий цвет.

Но на морском берегу ожидало новое происшествие: обрыв был в 4 сажени, в виде стены, за этим отмель – препятствие судну стать около берега. Для этого была предпринята постройка моста в 20 сажень длиной. Ожидали штиля, 30 дней судно стояло у берега. Наконец, 3 дня штиля, пароходом «Александр», тянущим баржи, доставили камни в Одесскую гавань».

Четырехугольный пьедестал сделан из крымского диорита. На передней стороне памятника размещается надпись: «Светлейшему князю Михаилу Семеновичу Воронцову благодарные соотечественники. 1863 г.». На оборотной стороне памятника надпись: «Генерал-губернатору Новороссийского края и Бессарабской области 1823-1854 гг.» На боковых сторонах помещены барельефы: «Битва при Краоне 1814 г.», где в центре изображено противостояние Наполеона и Воронцова, который стремился удержать натиск врага. На втором барельефе представлено «Взятие Варны 1828 г.», эпизод сдачи ключей города. Третий барельеф посвящен сельскому хозяйству и торговле, которым покровительствовал М.С.Воронцов, здесь отражен момент награждения Воронцовым земледельцев Новороссийского края. Михаил Семенович изображен раздающим обеими руками венки группе торговцев.

Принимали участие не только город Одесса и одесситы, но и весь Новороссийский край. Купеческое общество решило ознаменовать этот день особенным благотворительным подвигом, и в собрании определили пожертвование по 10 рублей с купцов 1-й гильдии, по 5 рублей с купцов 2-й гильдии, по 30 копеек с меВоронцовщан, для учреждения на вечные времена одной стипендии в Новороссийском университете, четырех вакансий воспитанников в здешнем коммерческом училище, одной кровати в общине сестер милосердия и такой же кровати в еврейской больнице.

Открытие памятника произошло через 7 лет в пятницу 8 ноября 1863 года (по старому стилю), в день Святого Михаила, со дня кончины князя М.С.Воронцова.

«В Одессе готовились к торжественной церемонии открытия памятника и его освящению. Церемониал предполагалось совершить в соответствии с высоким саном и заслугами покойного князя М.С.Воронцова».

Соборная площадь покрылась толпою народа собравшегося посмотреть на церемонию открытия памятника. Все окна и балконы, и даже некоторые крыши домов, выходящих на Соборную площадь, были заняты зрителями.

Церемониальная литургия прошла в Кафедральном соборе, после этого войска прошли маршем, около монумента и торжественно закончилась словами генерала — адъютанта Коцебу: «Нам остается поклониться памятнику именитого мужа и молить Бога, чтобы он дозволил нам идти по той-же стези, по которой он шел при жизни».

При установке памятника была расширена Соборная площадь и уничтожена одна перекрестная аллея, отчего много выигрывает самый вид памятника.

При смене власти в мае 1936г. большевистской власти не понравилось то, что много внимания уделено вере и это противоречит коммунизму, и Воронцовраспорядилась взорвать Кафедральный собор. Перед этим были вскрыты гробы с останками четы Воронцовых, похищены сабля, награды генерал – губернатора, женские украшения. Скелеты были перевезены и сброшены в ров у стены Слободского кладбища на окраине Одессы.

В день разрушения собора Соборная площадь была оцеплена войсками. Уничтожение храма привлекло большое количество горожан, которые были оттеснены на близлежащие улицы. На месте алтаря был установлен фонтан с большой мраморной вазой в виде цветка (после восстановления собора в 2005 году этот фонтан был перенесён на место первого городского фонтана на Соборной площади).

10 ноября 2005г. в восстановленном Спасо-Преображенском соборе состоялось перезахоронение праха четы М.С. и Е.К. Воронцовых.

В те же дни попытались снести и памятник М. В. Воронцову, установленный на Соборной площади. К монументу подогнали трактор, вокруг постамента завели трос и попытались опрокинуть памятник. Трактор оказался слишком слабым для мощного пьедестала, и затею оставили. Только благодаря этому памятник сохранился.