Памятник А.С.Пушкину

Александр Сергеевич Пушкин родился  26 мая (6 июня) 1799 в Москве  — 29 января (10 февраля) 1837,  Санкт-Петербург) —  русский поэт, драматург и прозаик.

Ещё при жизни Пушкина, сложилась репутация величайшего национального русского поэта, Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.Пушкин неоднократно писал о своей родословной в стихах и прозе; он видел в своих предках образец истинной «аристократии», древнего рода, честно служившего отечеству, но не снискавшего благосклонности правителей и «гонимого».

Летние месяцы 1805—1810 гг.. будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери Марии Алексеевны Ганнибал (1745—1818, урождённой Пушкиной из другой ветви рода), в подмосковном селе Захарове, близ Звенигорода.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей. Еще будучи воспитанником лицея, Пушкин вошёл в литературное общество «Арзамас», выступавшее против рутины и архаики в литературном деле.pushkin5

Привлечённый творчеством наиболее ярких представителей нового литературного направления, Пушкин испытывал в то время сильное влияние поэзии Батюшкова, Жуковского, Давыдова. Последний поначалу импонировал Пушкину темой бравого вояки, а после тем, что сам поэт называл «кручением стиха» — резкими сменами настроения, экспрессией, неожиданным соединением образов. Позднее Пушкин говорил, что, подражая в молодости Давыдову, «усвоил себе его манеру навсегда».

Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря (10-го класса, по табели о рангах) и определён в Коллегию иностранных дел. В 1819 году вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия».

Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин, тем не менее, связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи.

В 1820 году Александр Сергеевич был отправлен в ссылку в Екатеринослав, за содержание в его стихотворений эпиграмм (в том числе на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Но благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова, которого он хорошо знал и проживал у него.

Первый раз в Одессе поэт, побывал проездом, когда направлялся в Кишенев в 1821 году. Именно в Кишеневе был начат «Евгений Онегин», а в Одессе продолжен. Пушкин вступил в Кишенёвскую масонскую ложу.
3 июля 1823 года Пушкин переезжает в Одессу и селиться на Итальянской улице в гостинице Шарля Сикара. (Сейчас там Музей А.С. Пушкина)mainmuzeypushkinagotovyy. Это здание архитектора Фраполи. До наших дней не сохранились: конюшня и склад. Исчез с фасада длинный балкон. В 1941 году здание сильно пострадало от бомбёжки. Во время реконструкции длинный балкон на фасаде решили не восстанавливать.

Через две недели после прибытия в Одессу и пребывания у Сикара, Пушкин переехал на Театральную площадь в гостиницу Рено (сейчас угол Дерибасовской-Ришельевской – дом не сохранился). Жил в угловой комнате, откуда хорошо виден театр и угол Гимназической-Театральной. В гостинице был ресторан Отона и казино. Всё это нашло отражение в «одесской» главе Евгения Онегина.

Под руководством генерал-губернатора графа Воронцова, начинает работать. В первых своих письмах о Воронцове Пушкин отзывается очень хорошо, а потом что-то происходит. В те времена Одесса — второй по-настоящему европейский город России: динамичный, с беспошлинной торговлей и светскими развлечениями.

Первые месяцы беспечны. Пушкин гуляет по бульварам, пьет кофе в кофейне Пфейфера на Дерибасовской (по-восточному, с гущей), обедает в ресторане Цезаря Отона, заказывая черноморских устриц и шампанское, посещает оперу и частенько заканчивает свой день в казино (как тогда говорили в «каз?ино»). Проблема пока одна — финансовая.

Служба приносит скромные 700 рублей в год серебром, а папенька ничего не присылает. В гардеробе Пушкина появляются архалук (узкий кафтан), феска и трость, сделанная из ружейного ствола, которая весит 3,6 килограмма. На обычную трость и новый цилиндр у молодого бедного дворянина не хватает денег.
Вокруг поэта много прекрасных женщин, которым он посвящает около 30 лирических стихотворений. Он увлекается то «молодой негоцианткой» Амалией Ризнич, то красавицей-полькой Каролиной  Собаньской.

В это время у Пушкина сложились дружеские отношения с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, перешедшие в глубокое чувство. Ей поэт посвятил стихотворения «Храни меня, мой талисман», «Приют любви, он вечн› полон», «Все кончено: меж нами связи нет» и многие другие.  Пушкин страстно увлекся красавицей-женой графа Воронцова, Елизаветой Ксаверьевной, и это увлечение не осталось без взаимности.

С самим графом Пушкин произносит «четыре слова за две недели».

Елизавета Ксаверьевна Воронцова на семь лет старше Пушкина. Ее зрелая красота пленяет многих. Всего за несколько месяцев Пушкин набрасывает более 30 ее карандашных портретов          Воронцов недоволен праздностью молодого чиновника и раздражен: «…я писал к гр. Нессельроде (министру иностранных дел, имевшему влияние на Александра I. — Прим. «Вокруг света»), прося, чтоб меня избавили от поэта Пушкина…» Александр Сергеевич действительно служит спустя рукава: рвения не проявляет, от поручений уклоняется.

Задетый за живое надменным, уничижительным отношением Воронцова, поэт не остается в долгу: пишет на сановника несколько колких эпиграмм (вероятно, ставших известными Воронцову), а в одном из писем дает ему такую характеристику: «Воронцов — вандал, придворный хам и мелкий эгоист. Он видел во мне коллежского секретаря, а я, признаюсь, думаю о себе что-то другое».

Тем временем князь Вяземский публикует «Бахчисарайский фонтан» и высылает Пушкину немыслимый по тем временам гонорар — 3000 рублей, четыре его годовых жалованья!

Получив деньги, поэт раздает долги с балкона гостиницы одесским извозчикам — без малого 2000 рублей.
В дело некстати вмешивается и друг поэта — Александр Раевский. Безнадежно влюбленный в Воронцову, он убедил генерал-губернатора отправить поэта «на саранчу» — проверять уезды, подвергшиеся нападению прожорливых насекомых. По возвращении вместо отчета тот пишет Воронцову: «Саранча летела, летела и села; сидела, сидела, все съела и вновь улетела».

Разразился скандал, после унизительной «командировки» Пушкин принимает решение окончательно проститься с карьерой государственного служащего и подает в Петербург прошение об отставке. Тогда бы90ло написано брату Лёве: «На хлебах у Воронцова не буду! Не буду и полно!»

Ответ приходит через месяц. Александру Сергеевичу предписано ехать в Михайловское, минуя Киев, Москву и Петербург.

Пушкин провёл в Одессе 13 месяцев в 1823-1824 гг. Он воспел Одессу в своих стихах. Улица, на которой он жил тогда, называлась Итальянской (ныне Пушкинская).

В Одессе были написаны две с половиной главы «Евгения Онегина», поэма «Цыганы», закончен «Бахчисарайский фонтан», стихотворения: «Свободы сеятель пустынный», «Невинный страж дремал на царственном пороге», «Зачем ты послан был и кто тебя послал», «Ночь», «Демон», «Телега жизни», «Придет ужасный час» и много других.

1 августа 1824 года Пушкин покинул Одессу, чтобы осесть на два года в Михайловском. Он становиться первым в Российской империи профессиональным поэтом.

К 50-й годовщине смерти А.С.Пушкину, было решено поставить памятник. Однако собрать нужные средства к сроку не удалось, и памятник открылся с задержкой.

О планах сооружения памятника А. С. Пушкину было заявлено летом 1880 года, во время мероприятий, посвящённых дню рождения поэта. В Одессе, городе университетском и связанном с биографией самого поэта, проходили памятные пушкинские дни. Накануне дня рождения поэта на заседании в Императорском Новороссийском университете, собранном по инициативе Одесского городского головы Г. Г. Маразли, прозвучала совместная инициатива Славянского благотворительного общества, Одесского городского общественного управления и Новороссийского университета увековечить память Пушкина в Одессе.

На заседании, между прочими, выступал Николай Тройницкий, тогдашний редактор газеты «Одесский вестник», который в юности, в годы учебы в Ришельевском лицее, видел Пушкина. Одесская делегация присутствовала на главном событии всероссийского чествования тех дней — открытии первого памятника Пушкину в Москве работы А. М. Опекушина.

Изначально памятник предполагалось установить на Театральной площади, между Городским театром и Английским клубом, но посчитали имеющееся место недостаточным по размерам. 25 июня 1880 года городская Дума постановила отвести место на Николаевском бульваре (Приморском), против здания Биржи (ныне Государственной Думы), для сооружения фонтана с бюстом по частной подписке.

Этим же постановлением Славянскому обществу было выделено 300 рублей из городских сумм на премию за лучший проект памятника. Тогда же Итальянскую улицу Одессы переименовали в Пушкинскую.

В конце 1880 года была образована Комиссия по сооружению памятника, в состав которой вошли представители Городской управы (Н. В. Велькоборский), университета (профессора Н. П. Кондаков, А. А. Кочубинский), Славянского общества (И. И. Бобарыкин, председатель Комиссии, и Р. И. Мрачек), Общества изящных искусств (Д. Е. Мазиров, Ф. О. Моранди, В. А. Красовский, впоследствии Л. Л. Влодек).

Комиссия открыла свои действия 29 мая 1881 года, опубликовав в газетах воззвание к одесситам с просьбой жертвовать средства на сооружения памятника и огласив условия конкурса на лучший памятник. По условиям последнего общая смета определялась в 5000 рублей, две премии за лучшие проекты соответственно в 300 и 100 рублей, а срок подачи проектов — до 31 декабря 1881 года. Проекты должен был оценивать экспертный совет, в который входили достойные профессионалы: архитекторы А. И. Бернардацци, А. Д. Тодоров, А. Э. Шейнс, инженер А. А. Швенднер.

К назначенному сроку было подано только четыре работы, но все они были отклонены Комиссией и экспертным советом. Конкурс продлили до 1 мая 1882 года, и к этой дате поступило пять новых предложений. Первая премия была присуждена проекту под девизом: «Это — тот ничтожный мира, что, когда бряцала лира, жег сердца нам как пророк», вторая — с девизом «Поэту — зодчий». После раскодирования девизов оказалось, что первым назван архитектор Х. К. Васильев, а вторым — З. И. Жуковский.019150

После окончательного утверждения проекта памятника и изучения состояния грунта в месте постройки общая смета работ составила уже 6520 рублей. Сбор средств шёл очень медленно меркантильные одесситы не спешили жертвовать деньги на памятник.

В марте 1886 года Комиссия обратилась с просьбой к городскому общественному управлению соорудить памятник за счет средств города к 50-летию кончины поэта, то есть к 29 января (10 февраля) 1887 года, но в этой просьбе было отказано, так как Дума не хотела менять изначальную идею сооружения памятника по всенародной подписке, на что, и было в своё время дано Высочайшее разрешение.

26 января 1887 года, осознавая, что сооружение монумента находится под угрозой, Комиссия обратилась в правление Славянского благотворительного общества с предложением взять дело по сбору средств на памятник на себя, изготовить новые подписные листы и приурочить закладку памятника к годовщине смерти поэта. Уже 2 февраля произошла торжественная закладка памятника при участии высших властей города, представителей муниципалитета и многочисленной публики.

Праздник закладки дал блестящие результаты… К этому дню было собрано 600 р., и кроме того он возбудил большой интерес среди граждан. К председателю Общества начали поступать заявления о пожертвованиях.

Вклады одесситов в сооружение памятника были самые разнообразные: от 9 копеек до 100 рублей.

Отставной Новороссийский губернатор А. Г. Строганов, видевший Пушкина лично и являющийся отдалённым родственником поэта (он являлся троюродным братом Наталии Николаевны Пушкиной), проживавший тогда в Одессе, категорически отказался жертвовать что-либо на памятник и явившимся к нему просителям заявил: «Я кинжальщикам памятников не ставлю!… Я до этого ещё не дошел!… Что же это такое — Пушкину памятник!… А?… Но что же полиция смотрит?… Что она смотрит?… Подписка!… И кому?… Нет, я не могу допустить подобного образа действий… Нужно сообщить полиции…». Зато М. Д. Толстой, так же знавший поэта лично, с удовольствием пожертвовал на памятник 100 рублей.

Кроме денежных жертвований одесситы способствовали строительству монумента предлагая Комиссии, бесплатные услуги и материалы — безвозмездно выполнялись разнообразные скульптурные, каллиграфические, водопроводные, асфальтовые и другие работы — так зодчие Ф. О. Моранди и Ю. М. Дмитренко обязались бесплатно руководить работами по сооружению; сотрудник Товарищества разработки залежей Городищенского лабрадора Н. И. Баринов исходатайствовал согласие своего товарищества на поставку лабрадора без оплаты; арендатор Гниванских гранитных ломок пожертвовал гранит; Н. Шевцов предоставил плиты для фундамента, цемент и песок (всего на 1189 рублей); З. Чернобыльскоий — лес на 73 рубля 45 копеек; Я. Новиков — канаты на 120 рублей; еврейское общество «Труд» безвозмездно исполнило все работы из чугуна (на 300 рублей); Абрам, Моисей и Мордка Розенов, Лейзер Циммерман и Захарий Логинов предоставили штучный камень на 160 рублей, одесский газетчик В. В. Навроцкий бесплатно отпечатал афишы и билеты на пушкинский бал и праздник; Общество Юго-Западных железных дорог отказалось от оплаты за доставку бюста и бронзовых украшений, отливаемых в Петербурге на заводе Морана, в Одессу.

679278Скульптор Ж.Полонская, архитектор А.Васильев. Бюст выполнен из бронзы. Постамент — гранит. По портретному сходству этот памятник считается одним из лучших.

Под бюстом — лира, за ней, по диагонали, —перо и пятиконечная звезда с лучом, обращённым вниз. Такое расположение звезды символизировало связь поэта с альманахом «Полярная Звезда». Когда-то звезда была выполнена из хрусталя, даже предполагалось освещать её электричеством, но проект не был воплощён в жизнь.

В нижней части пьедестала из четырёх углов его бьют струи воды, изливающиеся из ртов морских существ (стилизованных дельфинов) и падающие в четыре большие бронзовые вазы, расположенные по углам пьедестала у его основания. Вода, переполняя вазы, стекает в большой гранитный резервуар, обрамляющий памятник.

На лицевой стороне памятника, обращённой к бульвару, имеется надпись: «А. С. Пушкину граждане Одессы», подчеркивающая, на чьи средства поставлен монумент. Выше, на лентах в основании лиры начертано: «1820—1824» — годы южной ссылки поэта.

С лицевой стороны памятника на верхней ступени видна полустертая надпись: «Гранит Гниванских ломок Винницкого уезда Подольской губ. пожертвован…» На полукруглом валике, окаймляющем основание бюста, со стороны, обращенной к морю, вырезано: «По проекту Хр. Васильева лепила Ж. Полонская, отлив. А. Моран». На драпировке бюста там, где она ниспадает на старый герб Одессы, выгравирована надпись: «Ж. Полонская». Ниже, на гранитном постаменте выбито: «Сооружёнъ въ 1888 году».

Торжественное открытие памятника состоялось 16 апреля 1889 года в 12-м часу дня.